НООСФЕРА > ОМСКАЯ ИГРУШКА > «КАЗАЧЬЯ СТАНИЦА»
Казачья станица

Когда в начале 20-го века известная омская предпринимательница и меценатка Мария Александровна Шанина выделила большую сумму денег на открытие в Омске института, Министерство образования в Санкт-Петербурге всячески этому противилось, ссылаясь на то, что Омск - это казачий город и "студенческая романтика" не для него. До 1919 года Омская земля была казачьим краем.

Так кто же такие казаки?

Государства не могут существовать без армий. И соседи рядом воинственные, и земли спорные под боком, неосвоенные. Когда армия воюет – тут всё понятно. Всё для победы! А вот содержать постоянную, регулярную армию в мирное время очень дорого. Её ведь и кормить, и одевать, и вооружать надо. Да ещё и учить воинскому искусству. И всё это – большие деньги.

Это хорошо ещё, если государство не слишком велико. Армия нужна небольшая. А если страна огромна и граница длинная, то и армия должна быть очень большой. И такую армию в мирное время прокормить практически невозможно. Как же быть? Можно на время войны заплатить отрядам «наёмников», только какая на них надежда? Солдаты умирают за Родину, а за деньги умирать никому не хочется.

Так уж сложилось на Руси, что на её границах, подальше от чиновников и налогов, всегда селились вольные люди (часто «беглые»), которые и хлеб растить могли, и от врага копьём и шашкой оборониться. Назывались они «казаками» и вместе с семьями объединялись в казачьи общины, а общины объединялись в «войско», которое получало название по месту проживания. К 15-му веку возникли общины вольных донских, днепровских и волжских казаков. В 16-м веке образовалась Запорожская Сечь, а позднее — общины вольных терских, яицких (река Урал тогда называлась Яик) и сибирских казаков. То есть Сибирское казачье войско – это не армия, а казаки с семьями, живущие общинами на Сибирской земле, ближе к границе.

Высшим органом самоуправления у казаков было общее собрание мужского населения – круг. На нём решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман, а в период военных действий — походный. К началу 20-го века главным в каждом казачьем войске был назначаемый императором войсковой наказной атаман.

Государи Московские быстро поняли, что из вольнолюбивых, отчаянно-храбрых прирождённых воинов – казаков получится прекрасное дополнение регулярной армии – иррегулярные войска (то есть такие войска, которые собирают только на время войны). В мирное время казаки превращались в хлеборобов и скотоводов, но не платили государству налогов, которые платились остальными жителями страны. Зато в военное время каждая казачья станица должна была выставить определённое количество казаков, каждого с конём и в полной воинской справе - обмундировании (справных казаков). Так что оружие у казаков передавалось от отца к сыну. Кроме того, земли казачьим войскам выделялись на границах, так что казаки автоматически обороняли границы государства от набегов кочевников. С 1842 года в русской армии появились казачьи отряды «пластунов» - метко стреляющих кубанских казаков-охотников, умеющих скрытно ползать (ползать по-«пластунски»).

Казаки – это не нация, а особое привилегированное военное сословие, то есть группа людей, которая исполняет перед государством определённые обязанности и за это имеет определённые льготы. Сословиями в России были, например, купечество, духовенство, крестьянство, мещанство, дворянство. Язык казаков — русский, хотя у казаков, живущих тесными общинам, сформировался собственный, очень необычный говор. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие. Отличаются казаки не только говором, но и одеждой. Традиционная одежда казаков – синие (иногда чёрные) шаровары с лампасами. У каждого войска были лампасы определённого цвета. У донских и сибирских казаков, например, лампасы были красного цвета, у кубанских и уральских – малинового, у терских и оренбургских – голубого, а у астраханских и забайкальских – жёлтого. Традиционный головной убор – фуражка, папаха или кубанка. Костюм казаков разных войск формировался под воздействием культур живущих рядом с ними народов. Многое было позаимствовано у кавказских народов. У сибирских казаков, например, в ходу была праздничная рубаха «ермаковка» (в честь Ермака Тимофеевича). Женщины одевались заметно богаче крестьянок. Из военных походов казаки привозили своим жёнам, матерям и сёстрам дорогие иноземные наряды, так что казачки одевались с учётом последней парижской моды. Юбки и богато украшенные блузы. На голове файшонка – ажурный маленький платочек (голова у православной женщины должна быть покрытой).

Большинство казаков были православными, но среди них встречались и старообрядцы, немного мусульман и даже буддистов, так что казаки всегда отличались веротерпимостью.

Стать казаком мог мужчина любой национальности и вероисповедания. Государству всегда не хватало казаков, поэтому иногда «оказачивали» даже пленных французов, шведов и поляков, желающих стать казаками и послужить России. В отличие от регулярной армии, в которую призывали не всех мужчин других сословий, казаки, начиная с 18-летнего возраста, все поголовно были обязаны прослужить 20 лет.

С помощью казаков русские правители сначала освоили ближние граничные земли - громадные пространства Дикого поля и окраины России и Украины, а затем казачьи экспедиции отправились на восток, расширяя границы России до американского побережья. Это было удивительное время! Презрев трудности и опасности, казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, Василием Поярковым, Владимиром Атласовым, Семёном Дежнёвым, Ерофеем Хабаровым и другими отважными землепроходцами обеспечили стремительное освоение Сибири и Дальнего Востока.

Между прочим, за 46 лет до освоения полковником Бухгольцем первой Омской крепости казаками и служилыми людьми уже была основана Чернолуцкая слобода. Так что наше Чернолучье сначала было казачьим передним краем, границей с дикой степью.

Сибирское войско называлось «линейным». Это потому, что Сибирь отгораживалась от кочевых народов (прежде всего джунгар, которые постоянно беспокоили границу разорительными набегами, линиями укреплений: крепостей, форпостов, редутов и маяков. Центром линий была Омская крепость. А сформировал и укрепил эти сибирские линии Иван Иванович Шпрингер. Служили на этих «линиях» как раз сибирские казаки. Между укреплениями линии были созданы специальные полосы из срубленных деревьев, укреплённые рогатками. Вдоль полос от укрепления к укреплению курсировали казачьи разъезды. Увидев следы нарушения полосы, казаки зажигали на ближайшем маяке тревожный сигнальный костёр, и к месту прорыва кочевников выдвигались казачьи войска. Служба у них была нелёгкой – людей сильно не хватало. На помощь сибирцам посменно на 2 года приходили отряды по 1000 донских и яицких (уральских) казаков. Так что Омская земля действительно была «казачьим краем».

В Гражданскую войну много казаков поддержало белых. В 1919 году по Омской земле прокатилась волна «расказачивания». Казаков уничтожили, как сословие. Арестовали, расстреляли или выслали множество достойных, работящих казаков и их семей. Часть сибирских казаков ушла в Китай. Россия чуть не потеряла свою важную и бесценную часть – казачество с его исторической памятью, свободолюбием, верностью воинскому долгу, присяге, исполнительностью, коллективизмом, взаимовыручкой, почитанием старших, культом дома и семьи, с их самобытными сказками, песнями, танцами, семейными обычаями и обрядами.

До 1936 года о казаках усиленно «забывали». Клим Ворошилов восстановил казачьи части в войсках Красной армии. В Великую Отечественную войну сибирским казакам, воюющим за Красную армию (примерно 80% от всех сибирских казаков), противостояли сибирские казаки-эмигранты, из которых гитлеровцы сформировали кавалерийский казачий сибирский корпус. Победа осталась за Красной армией.

С 1992 года в России начался процесс восстановления казачества. И права была казацкая пословица: «Козацькому роду нема переводу».